Система охлаждения Ford C-Max.

Для нормальной работы силового узла, набора и поддержания рабочей температуры предусмотрена система охлаждения. Ее задача - ускорить прогрев мотора, а также исключить его перегрев. На каком принципе работает система охлаждения Ford C-Max? Каковы особенности ее устройства? Какие меры безопасности должны быть соблюдены?



Общие положения

Система охлаждения мотора имеет простой принцип действий. Пока силовой агрегат холодный и не достиг необходимой температуры, прокачка охлаждающей жидкости с помощью водяной помпы происходит только по малому кругу, то есть через головку цилиндров, теплообменник отопителя и блок цилиндров. Как только показатель  температуры превысит определенный параметр (контролируется с помощью датчика), открывается специальный клапан, позволяющий пойти жидкости уже по большому контуру. С этого момента ОЖ захватывает не только упомянутые выше узлы, но и радиатор.

В случае когда естественного охлаждения жидкости встречным воздухом недостаточно, в работу включается вентилятор, установленный на радиаторе. Задача устройства - создание дополнительного воздушного потока для более эффективного охлаждения и недопущения перегрева силового агрегата.

Один из основных элементов системы - водяная помпа. Задача узла заключается в обеспечении движения жидкости по системе и создании необходимого давления. Работа насоса обеспечивается через коленчатый вал или ремень ГРМ (в зависимости от модели Ford C-Max).



Конструктивные особенности системы

Работу системы охлаждения рассмотрим на примере одной из наиболее популярных версий автомобиля Ford C-Max с мотором 1.6 литра. Особенность силового агрегата заключается в наличии электронного термостата. В случае если ОЖ прогревается до уровня 98 градусов Цельсия, а ток на термостат не поступает, то открытие устройства происходит без какой-либо дополнительной команды. Когда мотор находится под нагрузкой, к термостату поступает соответствующее напряжение от блока управления, что позволяет направить часть ОЖ через радиатор без прогрева жидкости до критической температуры. Первичное распределение происходит уже при 60 градусов Цельсия.

Чтобы исключить процесс отвода ОЖ к расширительному бачку, в системе предусмотрен специальный запорный клапан, который закрывает доступ жидкости и препятствует прохождению рабочей жидкости через мотор. Такая особенность, в свою очередь, позволяет сэкономить горючее при холодном пуске и в период прогрева ОЖ. Когда температура ОЖ доходит до уровня 80 градусов Цельсия, происходит открытие клапана и ОЖ направляется и через расширительный бачок в том числе.

В модуле ЭБУ заложена специальная программа, определяющая стратегию поведения системы в случае перегрева силового узла. Так, если мотор начинает постепенно перегреваться, то запускается первый этап. Датчик контроля температуры посылает соответствующий сигнал на ЭБУ. После этого происходит перемещение стрелки температуры в красную область. Если мотор не отключился и рост температуры продолжается, то начинает светиться контрольная лампа, сигнализирующая о неисправности мотора. Такой сигнал говорит водителю о необходимости срочного отключения мотора и необходимости его охлаждения. В этот же момент срабатывает и система диагностики, которая производит запись кода поломки с номером P1285.

В случае когда водитель продолжает игнорировать проблему, а показания температуры продолжают рост, происходит запуск второй стадии. В данном случае два цилиндра отключается, что способствует ограничению частоты вращения коленвала до параметра, не превышающего 3 тысяч оборотов в минуты. В такой ситуации светится контрольная лампочка неисправности мотора. Это означает риск для двигателя автомобиля, а также повышение уровня токсичности выхлопных газов. В этот момент блок управления ЭБУ фиксирует код неисправности P1299.

Дальше система охлаждения Ford C-Max работает следующим образом. Происходит втягивание воздуха в отключенные системой цилиндры, что позволяет хотя бы частично снизить уровень температуры внутренних узлов. Для большей эффективности происходит отключение цилиндров по принципу «через один», что способствует лучшему охлаждению устройства.

Если при запуске второй стадии водитель сильно жмет на педаль газа (к примеру, во время обгона другого транспортного средства), то цилиндры отключаются не сразу, а с задержкой в десять секунд. Это позволяет завершить маневр и избежать аварийной ситуации из-за действий системы.

После активации 2-цилиндровой работы автоматический переход двигателя в нормальный режим даже при достижении безопасного уровня температуры не предусмотрен. Восстановление нормальной работоспособности возможно только после отключения зажигания и последующего включения. Кнопку ошибки можно отключить только с помощью диагностического прибора и только после устранения поломки с последующим стиранием кода.

В случае когда температура мотора продолжает свой рост, а включение второй стадии защиты не дало результатов, в силу вступает третий этап защиты. В данном случае мотор отключается полностью. Это необходимо для защиты мотора от серьезного повреждения. Свидетельством скорого отключения мотора является мигание лампочки «MIL». Через 30 секунд после начала свечения мотор глушится. Запас времени необходим для того, чтобы водитель успел найти место для парковки и безопасно остановить автомобиль.



Меры предосторожности

Диагностика и ремонт системы охлаждения требует соблюдения ряда мер предосторожности:

  • Соблюдайте осторожности при работе на участке около вентилятора системы охлаждения. Всегда отбрасывайте отрицательный проводник от АКБ или разъем от устройства;

  • Не выкручивайте крышку на расширительном бачке радиатора или ОЖ до момента полного остывания мотора. Это позволит избежать появления ожога;

  • При выкручивании расширительного бачка на раскаленном моторе используйте мягкую тряпку в роли подкладки. Старайтесь снимать крышку как можно медленнее, чтобы давление пара снижалось постепенно.


Итоги

От исправности и правильности работы системы охлаждения Ford C-Max зависит стабильность работы мотора. Вот почему так важно время от времени производить диагностику и устранять поломки сразу после их появления. Главная сложность для многих - отсутствие необходимого оборудования, знаний и инструмента для проверки. В такой ситуации стоит обратиться к профессионалам.

Приезжайте к нам. Мы знаем все об автомобилях Форд, особенностях ремонта и устранения неисправности. У нас в арсенале есть все для выполнения работ и оригинальные детали для замены неисправных элементов. С нами вы уверены в исправности системы охлаждения и надежной работе мотора в любых условиях эксплуатации.
К списку статей 

8 (495) 589 54 39
Заказать звонок
    Корзина
    нет товаров