Ford C-Max: система управления двигателем.
Не секрет, что в современных автомобилях двигателем управляют электронные системы. Их задача - контроль ключевых параметров системы, принятие решений и раздача необходимых команд. При этом мало кто знает, как работает система управления, и какие узлы играют ключевую роль в этом процессе. Ниже рассмотрим основные моменты, о которых должен знать каждый автолюбитель.
Система управления и датчики
Алгоритм работы системы можно представить следующим образом:
- Топливная помпа производит засасывание горючего из бака и подает его через фильтрующий элемент к двигателю. При этом регулятор давления гарантирует достаточный уровень давления в топливной системе;
- Через форсунки, управляемые системой, во впускные порты подается горючее. При этом блок управления силовым узлом (ECM) принимает решение об оптимальных моментах впрыска и зажигания. Кроме этого, принимается решение о допустимых объемах впрыскиваемого топлива. На Ford C-Max с моторами 1.4 и 1.6 литра генерация искры происходит благодаря подаче сигнала от ECM. При этом источником напряжения выступает катушка зажигания, сформированная в общем модуле. На авто с 1.8 и 2.0-литровами моторами устанавливаются индивидуальные катушки, которые работают персонально с каждой из свечей зажигания. При этом образование искры в цилиндре происходит единожды - только в момент максимального сжатия;
- Датчик позиции коленвала дает команду ECM о числе оборотов коленвала и его точной позиции. Эти данные необходимы системе для вычисления моментов впрыска, а также определения точек зажигания. Датчик, фиксирующий позицию коленчатого вала, находится на задней части мотора и работает по принципу датчика Холла;
- Датчик позиции распредвала находится на торцевой части головки цилиндров и работает по тому же принципу, что и датчик СКР. При этом происходит сканирование зубчатого ротора на конце определенного распредвала. Датчики коленчатого и распределительного вала необходимы для точного определения ВМТ поршня, а также последующей регулировки фаз ГРМ. Кроме этого, они способствуют определению последовательности впрыска, а также селективному регулированию детонации;
- Воздух, который необходим для формирования рабочей смеси, всасывается мотором через фильтрующий элемент и поступает через заслонку дросселя и трубопровод впуска к клапанам впуска. Объем всасываемого воздуха регулируется посредством дроссельной заслонки с электрическим приводом, который управляется сигналами датчиков позиции педали газа. Благодаря электронному управлению, массовый расход воздуха в трубопроводе впуска может устанавливаться вне зависимости от позиции педали газа. При этом на холостых оборотах заслонка дросселя открывается на угол, требуемый для монтажа конкретной частоты вращения коленвала;
- Датчик детонации - устройство, которое фиксируется с боковой части блока цилиндров и препятствует появлению ударного воспламенения топливной смеси. Благодаря такой особенности, момент зажигания фиксируется на границе детонации. Как следствие, это позволяет лучше использовать энергию горючего и снизить расход бензина.
Таким образом, в работе системы управления мотором Ford C-Max принимает участие множество разных датчиков. В случае если одно из устройств выходит из строя, то электроника переходит в аварийный режим для защиты мотора от повреждений. При этом машина продолжает движение.
Управление двигателем и система вентиляции
Система вентиляции и управления мотором находятся в тесном взаимодействии. Так, к составляющим системы стоит отнести адсорбер паров бензина и электромагнитного клапана. В адсорбере концентрируются пары топлива, которые формируются в баке из-за нагрева топливной смеси. В процессе работы мотора топливные пары выкачиваются из адсорбера и принимают участие в формирование рабочей смеси.
Уменьшение токсичности ОГ организовано с помощью специального катализатора и лямда-зонда. Кроме этого, для устранения утечек задействована система вентиляции, контролирующая объем картерных газов. Пары газа и масла, скапливающиеся в картере, направляются в трубопровод впуска и воспламеняются в цилиндрах вместе с горючим.
Чтобы гарантировать обмен данными между электронными блоками, применяется специальная высокоскоростная шина CAN. Последняя состоит из двух линий, что гарантирует сокращение объема электропроводки. При этом каждый блок может принимать и передавать информацию и считывать с шины CAN только необходимые для него данные.
Система управления дизельным мотором
Если на авто Ford C-Max установлен дизельный мотор, то здесь имеют место определеннее тонкости работы:
- Принцип управления такой системой похож на ту, что была описана выше;
- При работе дизельного мотора происходит всасывание в цилиндры чистого воздуха, сжимаемого до высокого давления. При этом температура воздуха должна подниматься выше температуры воспламенения дизтоплива. Горючее впрыскивается в полость цилиндра с небольшим опережением, после чего происходит ее самовоспламенение. Благодаря этому, в применении свечей нет необходимости;
- На холодном моторе температура сжатого воздуха может не достичь необходимого для зажигания параметра. В такой ситуации необходим нагрев горючего. Для этих целей в моторе устанавливается свеча накаливания, длительность и сила нагрева которой регулируется ЭБУ автомобиля и реле подогрева;
- Перед тем как попасть в ТНВД, горючее очищается от воды и загрязнений. Следовательно, жидкость из топливного фильтра стоит время от времени удалять.
Итоги
Система управления двигателем - «мозг» автомобиля, к которому сходятся десятки сигналов от разных устройств. От четкости работы «мозга» зависит ряд параметров - динамика, экономичность, ресурс и прочие. Сложность в том, что настройка ЭБУ требует наличия специализированного оборудования и знаний.
Обращайтесь к нам в сервис. У нас в распоряжении есть современное оборудования, а сотрудники СТО является асами своего дела. Мы в сжатые сроки проводим диагностику систем, выявляем дефекты и устраняем их. Если это необходимо, то производится программирование и настройка блока управления.